Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
(050) 995-21-64 / (067) 401-79-89

0фіційна школа астрології П.П. Глоби у Києві, Авестійска
школа астрології в Україні, Курси астрології у Києві.

Навчання астрології з «нуля» до професійного рівня!
Ми є єдиною офіційною школою П.П. Глоби у Києві!

Блез Паскаль - французский математик, физик, астроном религиозный философ и писатель (19.06.1623 - 19.08.1662)

Я не знаю, ни по чьей воле я в этом мире, ни что такое мир, ни что такое я сам; обо всем этом я в ужасающем неведении; я не знаю, что такое мое тело, мои чувства, моя душа и даже та часть меня, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о себе самой и знает себя не лучше, чем все остальное.

Я вижу пугающие пространства Вселенной, которые меня окружают, я понимаю, что нахожусь в каком-то уголке этих просторов, но не знаю, ни почему я оказался именно здесь, а не в другом месте, ни почему краткий срок, отпущенный мне для жизни, назначен именно в этой, а не в другой точке целой вечности, которая была до меня и будет после. Повсюду я вижу только бесконечность, объемлющую меня как атом, как тень, которая существует лишь на один безвозвратный миг. Я знаю лишь то, что должен умереть; но самое для меня неведомое - это смерть, избежать которой мне не удастся.

Я не знаю, ни откуда пришел, ни куда иду...

Блез Паскаль «Мысли»


Судьба Паскаля трагична. Его мышление парадоксально. Его афоризмы, представленные сами по себе, без предварительного изучения жизнедеятельности этого человека, шокируют здравый смысл: «Всякое ничтожество человека само доказывает его величие»; «Человек не ангел и не зверь, и горе тому, кто мнит себя ангелом, ибо он становится зверем»; «Есть только два сорта людей: праведники, считающие себя грешниками, и грешники, считающие себя праведниками». О философии Паскаля высказано немало противоречивых мнений. Иезуиты предавали его анафеме. Янсенисты сделали из него своего святого. Философы XVIII века провозгласили его полупомешанным. Не все принимали «Мысли» Паскаля, но все сходились в одном - удивлялись разнообразию, силе и чрезвычайно раннему развитию гения этого человека.

Паскаль сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы; его влияние испытали Ларошфуко, Лабрюйер, Севинье и Лафайет. Мысли Паскаля о государстве высоко ценил Наполеон, который, находясь в изгнании на острове св. Елены, говорил, что «сделал бы Паскаля сенатoром». Пессимизм и беспросветность во взглядах Паскаля относительно человеческого существования беспощадно критиковал Вольтер. «Какой великий ум, и какой странный человек!» - таков приговор над Паскалем Мольера.

Не меньшее влияние своими мыслями Блез Паскаль оказал и на русскую общественность. Тургенев называл «Мысли» Паскаля «самой ужасной, самой несносной книгой из всех когда-либо напечатанных», но писал, что «никогда еще никто не подчеркивал того, что подчеркивает Паскаль: его тоска, его проклятия ужасны... Но какая глубина, какая ясность - какое величие! Какой свободный сильный, дерзкий и могучий язык!» С восторгом отзывался о Паскале Чернышевский: «Погибать от избытка умственных сил - какая славная погибель!» Чуток к настроениям Паскаля был Тютчев, что во многом отразилось на его философской поэзии. Одним из самых почитаемых мыслителей был Паскаль для Толстого, а также писателем, «пишущим кровью сердца». Полемика с Паскалем прошла через всю жизнь и творчество Достоевского.

Кем же он был, Блез Паскаль, кости которого, согласно одной из легенд, приказали откопать в год Великой Французской революции, чтобы добыть из них философский камень?

Парадокс Паскаля как философа состоит в том, что он был «философом вне философии», заявив, что «философия не стоит и часа труда». Еще более шокирует его знаменитый афоризм: «смеяться над философией - значит истинно философствовать». Эта фраза полностью отражает иронический склад ума Паскаля и не пренебрежительное, а критическое отношение к традиционной европейской философии. Он сам считал себя только ученым и не претендовал на роль философа, записывая свои мысли мимоходом на клочках разорванных бумаг, салфетках и даже кусочках ткани, которые в большом количестве, перевязанные бечевкой, были найдены его друзьями после его смерти и изданы книгой под названием «Мысли».

Как любого мыслящего человека Паскаля интересовали вопросы о мире и месте человека в нем, о возможностях познания и его трудностях, об истине и заблуждениях, добре и зле, жизни и смерти и многом другом. Все их затронул Паскаль в своих «Мыслях» и дал им свое решение.

Человековидение Паскаля неоднозначно и глубоко противоречиво - и ничтожно, и величественно одновременно.

В соответствии с его метафизически образной формулой «Человек - самый слабый в природе тростник: не надо целой Вселенной ополчаться, чтобы погубить его; для этого достаточно капли жидкости или пара». Вместе с тем «тростник» этот «мыслящий», и это в корне меняет дело, выделяя человека в мире как феномен уникальный, исключительный: «Человек не просто тростник, слабое порождение природы: он - мыслящий тростник. Нетрудно уничтожить его, но если все же суждено человеку быть раздавленным, то он умеет и в смерти быть на высоте; у него есть понимание превосходства Вселенной, но такого понимания нет у Вселенной».