Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
+38 067 4017989 / +38 063 5782190

0фициальная школа астрологии П.П. Глобы в Киеве, Авестийская
школа астрологии в Украине, Курсы астрологии в Киеве.

Настоящее обучение астрологии с «нуля» до профессионального уровня!
Заходите на www.globa.com.ua , пишите нам на ppgloba@gmail.com
Мы являемся единственной официальной школой П.П. Глобы в Киеве!

«Я могу хорошо представить себе человека без рук, ног, головы, но я не могу представить человека без мысли: это был бы камень или животное», - говорит Паскаль. И человеку, согласно Паскалю, следует искать свое достоинство не в пространстве и времени, которые он не может наполнить, а в мысли, ведь все достоинство человека заключено в его мысли: «Через пространство Вселенная меня обнимает и поглощает, как точку; через мысль я ее обнимаю и понимаю».

Однако вскоре хвала мысли исчезает, и автор неожиданно восклицает: «Но что такое мысль? Не глупость ли?» Оказывается, мысль - вещь удивительная и несравненная по природе своей, но глупа по целям, которые ставит перед собой, по идеалам, которые стремится осуществить - «как велика она по природе своей, как низка по своим порокам».

«Будем же хорошо мыслить: вот принцип морали», - заявляет Паскаль и видит высшее достоинство человека в правильном регулировании и воленаправленности мысли.

А вот является ли мышление абсолютным благом - вопрос сложный, ответ на него не однозначен. Ведь хорошо мыслить, по Паскалю, небезопасно: «Крайнюю степень ума обвиняют в безумии точно так же, как полное отсутствие ума. Хороша только посредственность».

Согласно воззрениям философа, в человеке сочетаются «две природы», одна из которых приближает его к Богу, а другая, наоборот, отдаляет. Поэтому человек - существо непостоянное и неопределенное, «не ангел» и «не животное».

Некоторые люди тщетно пытаются погасить в себе страсти, чтобы приблизиться к ангелам. Другие же хотят отказаться от разума и на этом пути уподобляются тупым животным, - совсем уж позорная жизнь. Но человек не должен довольствоваться животным бытием, как и не считать себя ангелом. Поэтому того, кто возносится, нужно спустить с небес, а того, кто себя недооценивает, - приободрить. Или цитируя самого Паскаля: «Если человек восхваляет себя, я его уничижаю, если уничижает - восхваляю, и противоречу ему до тех пор, пока он не поймет, какое он непостижимое чудовище».

Между тем, говорит Паскаль, при всей неизбежной двойственности человеческой природы необходимо развивать в себе естественную потребность в мышлении, ибо только так можно преодолеть человеческое ничтожество и усилить величие человека, данное ему в мысли, которая, поднимает человека над всеми другими творениями.

Немало имеется нареканий философа и по поводу суетности этого мира. Так, с самого момента пробуждения нас обступают заботы и волнения, и если наступает момент передышки, мы тут же готовы развлекаться. Живем, играя, из-за страха остаться наедине с собой, осознать свою ничтожность. Если проанализировать странные людские возбуждения в опасностях, в которые люди себя ввергают при дворе, в войнах, ссорах, то вывод неизбежен: все это лишь из страха тишины и сосредоточенного уединения, боязни мысли и бесстрашного самоотчета. Сумятица, шум, грохот, страсти - вот что отвлекает, наркотизирует. Потому тюрьма - самое чудовищное наказание, а наслаждение уединением - чувство мало кому знакомое.

И как вывод: человеческое родовое несчастье заключено в нашей природе, слабой и конечной - ничто не утешит нас. Стало быть, человек достоин сожаления, ибо не знает, куда прислониться. Он сбит с истинного пути, искать его безнадежно. Человеческое ничтожество и суетность мира очевидны всем, но как мы изобретательны в том, чтобы их не замечать. Это и есть «трагический реализм» Паскаля.

Но где же выход? Под воздействием янсенизма(9) и влиянием собственного мистического опыта(10) Паскаль ищет ответы на извечные вопросы о Боге и человеке, формулируя их следующим образом: «Если человек создан не для Бога, то почему же он счастлив только в Боге? Если человек создан для Бога, то почему он противится Богу?»